ОВЦЫ И КОЗЫ
Ученые считают, что одомашнивать овец начали примерно 8 – 12 тысяч лет тому назад на обширной территории от Каспийского моря до Гималаев. Приручали этих животных жители Южной Европы, Северной Америки и Северной Африки.
Домашние овцы произошли от трех диких подвидов: муфлонов, архаров и аргали. Места одомашнивания овец – Европа, Передняя Азия и Северная Африка. В далеком прошлом Сахара не была пустыней, здесь обитали пастушьи племена со своими многочисленными стадами.
Овцы и козы – два близких, но самостоятельных рода парнокопытных животных. Дикие козы – обитатели скалистых гор. Ущелья служат им убежищем и местом кормежки. Они хорошо прыгают и в случае опасности быстро уходят вверх к вершинам гор. В отличие от коз дикие предки овец жили в долинах. Предком домашних коз был безоаровый козел, обитающий и сейчас в горах Турции, Южного Кавказа и Афганистана.
Пойманных козлят и ягнят охотники не убивали, а сохраняли «про запас» возле поселений. Как только овцы и козы начали размножаться в неволе и их численность стала возрастать, им потребовались пастбища. Это вызвало необходимость частого перегона стад, и люди стали вести кочевой образ жизни.
На Среднем Востоке жизнь пастухов находилась в полной зависимости от овец, поэтому животные жили среди людей на правах любимых детей. Ягненок здесь отождествлялся с младенцем, их крик одинаково «брал за сердце», им уделялось одинаковое внимание. В течение столетий овец доили главным образом в странах Средиземноморья и Среднего Востока, где засуха делала немыслимой любую другую отрасль животноводства.
В больших количествах коз разводили кочевые народы аравийской, среднеазиатской и некогда существовавших североафриканских степей. Полагают, что они произошли от диких видов, обитавших в Малой Азии, Персии и соседних странах. В Библии козы упоминаются неоднократно. На древнейших гробницах фараонов имеются барельефы с изображением этих животных, общипывающих листву на верхней части деревьев. В Марокко козы и в настоящее время объедают листья на деревьях, залезая высоко на тонкие сучья.
Из-за пристрастия коз поедать листву, вредить виноградникам и овощным культурам во многих странах они заслужили плохую репутацию. У иудеев существовал обычай – вымещать на козлах свои грехи. В определенный день выбирали большого козла, били, проклинали его и с молитвами изгоняли в пустыню. Теперь библейское выражение «козел отпущения (искупления)» употребляют в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.
Предполагают, что из-за коз Греция навсегда лишилась леса: они вытоптали и выели все поросли молодой древесной растительности.
Неприязнь к козлам перешла и в христианскую религию. В средние века козлов считали животными, связанными с нечистой силой. С козьими рогами, бородой и копытами изображали чертей.
Но не везде коза пользуется дурной славой. В Норвегии она занимает почетное положение в обществе. Легенда рассказывает, что норвежский король Олаф П однажды спас раненую козу, сняв ее со скалы. Животное доставили во дворец, вылечили и потом отпустили восвояси. В знак благодарности она каждую ночь приносила спасителю редкие целебные растения. И по сей день подарки детям в этой стране раздает коза, которую угощают овсяной соломой. Запряженная в саночки, она доставляет большое удовольствие детворе.
Пожалуй, всем известна и легенда о золотом руне, якобы похищенном древними греками из Колхиды (Грузия). Ученые считают, что в этом древнем мифе отражены события, действительно имевшие место – поход древних греков за тонкорунными овцами.
До сих пор никто не знает точно, почему древнее руно называлось золотым. Возможно, шерсть древних колхидских баранов действительно имела золотистый оттенок, а, может быть, жители древней Колхиды с помощью овечьей шкуры добывали золото: расстилали шкуру на дне ручья, и шерстинки задерживали золотые песчинки, приносимые водой. Конечно, тогда еще не было известно, что руно само по себе содержит золото… А недавно в Британском центре ядерных исследований решили определить химический состав овечьей шерсти. Особо чувствительные приборы обнаружили в его волокнах золото. Нашли его в составе белковой структуры волос и других животных. Причем содержание золота у всех животных приблизительно одинаковое. К сожалению, пока никто из ученых не смог ответить на вопрос: откуда золото в шерсти и для чего оно?
Еще 5 – 6 тыс. лет назад горожанки Египта и Вавилона считали самой модной одеждой костюм из тонкой шерсти. Это очень стимулировало развитие тонкорунной промышленности, а пастухам пришлось незамедлительно приступить к выведению новых пород тонкорунных овец с длинным и очень тонким подшерстком. Ко временам Гомера красивые шерстяные костюмы стали очень популярными, и, может быть, поэтому была организована специальная экспедиция к берегам Кавказа, где будто водились бараны с золотым руном. В конце концов овцы с развитым шерстным покровом сумели обогатить многие страны, в том числе и Англию. Открывающий заседание английского парламента спикер, как известно, до сих пор по традиции восседает на мешке с шерстью.
После падения Римской империи тонкорунное овцеводство почти исчезло. Спрос на тонкую шерсть возобновился только в эпоху Возрождения. Обладательницей тонкорунных овец оказалась одна Испания, которая не упустила возможности использовать свое положение. Под страхом смертной казни запрещалось вывозить из страны живых тонкорунных овец – мериносов. В то время в Испании было широко распространено отгонное овцеводство. В летнюю пору овец пасли на прохладных горных пастбищах, а с наступлением зимы перегоняли в долины. Считают, что слово «меринос» испанского происхождения и означает «странствующий», «бродячий».
В ХУ веке герцог Бургундский в честь овцы учредил орден Золотого руна, который выглядел так: на красной ленте была изображена корона, ниже – пламенеющий пучок шерсти, а под ним – перехваченный кольцом золотой баран. Этим орденом награждали за отвагу в боях, он символизировал главное богатство Бургундии – многочисленные стада породистых овец. Позднее этот орден стал австрийским и испанским.
В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен людям «поведали» козы. Монах-пастух одного из монастырей в Эфиопии подметил, что в те дни, когда козы паслись на склонах горы, поросших кофейными кустами и деревьями, они становились особенно оживленными, игривыми. Возбуждение не проходило и ночью в загонах.
Этому пастуху, как и прочим монахам, после тяжелого трудового дня приходилось принимать участие в ночных бдениях. Чтобы побороть неодолимую сонливость, он попробовал есть плоды кофе. И сон отступил! Вскоре его примеру последовали другие монахи, а затем этот опыт распространился за пределами монастыря.
Известны и современные «открытия» животных. Так, источник минеральной воды в Уральской области открыли овцы. Чабаны неоднократно замечали, что стоит лишь прогнать отару в небольшую ложбину, как тут же овцы устремляются к маленькому роднику на склоне сопки. Как было затем установлено, в воде источника содержатся биологически активные компоненты и другие вещества, имеющие целебные свойства.
Со времен Гиппократа врачи рекомендовали козье молоко детям и больным, поскольку оно легко усваивается организмом. Более того, люди, у которых аллергия на коровье молоко, обычно хорошо переносят козье. Оно широко используется в диетическом питании больных язвой желудка. Лица, страдающие аллергией, вызываемой некоторыми пищевыми продуктами, обычно могут выпивать козье молоко без отрицательных последствий. Козы обладают ценной способностью превращать весь каротин в витамин А, из-за чего козье молоко имеет белый цвет.
Овцы – стадные животные. Они очень осторожны и пугливы. Во время пастьбы часто поднимают голову и поэтому очень быстро замечают опасность. Все животные прекращают пастьбу и принюхиваются. Эта реакция быстро распространяется внутри стада. Животные становятся беспокойными, собираются в кучу, прижимаясь друг к другу. Они не могут постоять за себя при нападении хищников.
Считается совершенно невероятным сосуществование рядом двух враждующих видов животных, например, волка и овцы. Еще Ибн Сина (Авиценна) изучал взаимоотношения волка и барана, для чего запер их в двух соседних клетках. Животные не видели друг друга, но, несмотря на это, баран отказывался вначале от пищи, а затем и от воды. Через несколько дней он уже не мог стоять на ногах и трясся, как в лихорадке.
Однако в Англии произошел случай, который доказал, что и между этими животными возможны дружеские отношения. Как-то фермер Майкл Гринвуд нашел в лесу новорожденного волчонка и решил взять его к себе домой. После долгих размышлений, как его вскормить, подсадил волчонка к окотившейся овцематке. На удивление новая мама приняла волчонка, как родного, а тот, в свою очередь, ответил ей искренней любовью: он не только с удовольствием сосал овечье молоко, но и частенько взбирался на спину приемной мамаши и катался на ней по загону.
Социальное ранжирование у овец слабо выражено. В стадах лишь изредка наблюдаются драки, которые носят чаще игровой характер. Во время случного сезона могут драться бараны. У домашних овец, как и у муфлонов, роль ведущего животного берут на себя овцематки, у которых больше всего потомства.
Овцы, в отличие от коз, мало понятливы, они зачастую не справляются с очень простыми задачами. Например, отказываются входить в «родной» загон, если в нем переставлена калитка. С возрастом понятливость еще более слабеет.
У этих животных практически нет постоянного вожака. Его функцию по воле человека выполняют козлы, а в южных районах – даже ослы. Овцы послушно следуют за вожаком. Без него очень трудно управлять отарой: сдвинуть ее с места в непогоду или загнать в раскол. Овцы не любят и боятся всего нового. Это свойство животных отражает и поговорка: «Уперся, как баран на новые ворота».
У овец хорошо развит инстинкт материнства. Бывают случаи, когда овце, объягнившейся в зимнее время, приходят на помощь соседки по овчарне: спасая малыша от холода, они становятся вокруг мамаши и ягненка и усиленно на них дышат до тех пор, пока малыш не встанет на ноги и не потянется к вымени матери.
Козы не требуют особого ухода, но они слишком привязчивы к хозяевам и брезгливы, чем и осложняют уход за собой. Среди них бывают животные с большими причудами. Если во время еды что-то из пищи упадет на землю, коза это есть не будет. Если в ведро с пойлом сунулся ее же козленок, мать не подойдет даже к ведру. Из нечистых рук не возьмет ни корочки.
Козы не выносят жизнь взаперти, без прогулок. При таком «карцерном» содержании они болеют.
У некоторых людей козы ассоциируются с неприятным запахом и антисанитарными условиями. Взрослый козел издает резкий запах, особенно в случной сезон, козы же не обладают таким свойством. Чтобы молоко коз не приобретало этот запах, коз и козлов содержат отдельно.
Почему природа в качестве отличительной черты дала козлу специфический неприятный запах? Ответа на этот вопрос пока нет. Роль запаха в общении между животными, по существу, остается еще тайной. Запах обусловлен секретом двух мускусных желез, расположенных за рогами.
Если, по мнению некоторых исследователей, козы съели все леса в Греции, то во Франции их хотят использовать для борьбы с лесными пожарами, которые ежегодно уничтожают огромные лесные массивы на юге страны и острове Корсика. Овцы и козы, очищая лес от растительности, являются в какой-то степени его «санитарами». Нельзя, чтобы сокращалось их поголовье, а пастбища зарастали кустарником, готовым вспыхнуть в любой момент. «Вернемся к нашим баранам, если мы хотим сохранить леса», - призывает французская газета «Монд».
Диапазон проблем, которые может «решать» коза или овца, с каждым годом расширяется. Конечно, не все способности их уже раскрыты и нет сомнения в том, что они еще не раз преподнесут нам сюрпризы.
Вернуться к домашним животным
На главную страницу
Обсудить на форуме