В то время как исследования, приводимые до сих пор, изучали потенциальную роль животных в предотвращении болезни, значительное количество исследований изучало терапевтический эффект животных на людей, страдающих от различных болезней. Результатами изучения детей, страдающих аутизмом (Redefer и Goodman, 1989), были предположения, что собака, используемая как компонент терапии, может оказать сильное влияние на поведение. Введение дружелюбной собаки вызывало заметное увеличение случаев просоциального поведения и снижение аутичного поведения, такого как уход в себя. Авторы предполагают, что присутствие собаки сделало терапию более приятной и продуктивной, и поэтому более вероятно, что дети будут продолжать и прилагать усилия. Поскольку присутствие собаки связывалось с положительными изменениями, не похоже, что собака была просто отвлекающим моментом. Более вероятно, что уникальный вид социальной поддержки, который обеспечивали собаки, повлиял на аутичных детей, помог отнестись к терапевтическим сессиям как к развивающей ситуации, а не угрожающей. Влияние дельфинов на познавательную деятельность детей с умственной отсталостью также было предметом изучения (Nathason и de Faria, 1993). Исследователи сравнивали детей в воде в одиночестве и с дельфинами и обнаружили, что, относительно использования любимых игрушек в качестве подкрепления, общение с дельфинами в качестве подкрепления сопровождалось большим количеством и более высоким уровнем реагирования. Авторы объясняют повышение уровня функционирования снижением уровня стресса у детей.
Повреждение головного мозга в результате травмы или инсульта приводит к огромным изменениям во внешности, познавательной деятельности, самостоятельности и подвижности. Wille (1984) рассматривал потенциальную роль животных в реабилитации людей с неврологическими заболеваниями и пришел к выводу, что животные могут играть важную роль в том, чтобы помочь человеку, пережившему инсульт или поражение мозга быть воспринятым как "нормальный". Ощущение принятия повышает самооценку личности и улучшает психологическое состояние, и, следовательно, делает более вероятным восприятие стрессовых событий как преодолимых трудностей, а не как непреодолимых опасных препятствий. Реинтеграция в общество, что является одним из наиболее важных показателей успеха в реабилитации людей с неврологическими заболеваниями, была связана с присутствием животных в доме (Allen, 1992).
Valentine, Kiddoo и La Fleur (1993) ретроспективно исследовали психо-социальный смысл собак-помощников для людей с двигательными или слуховыми проблемами, и обнаружили, что все участники в этом исследовании отмечали "больше возможностей, чтобы быть способными" после появления собаки-помощника. В дополнение, участники говорили, что они были заметно менее одиноки, более ассертивны, уверены и самостоятельны. Allen и Blascovich (1996) провели исследование, изучающее значение собак-помощников для людей с тяжелыми амбулаторными заболеваниями и пришли к выводу, что обученные собаки-помощники могут быть крайне полезным и эффективным компонентом самостоятельной жизни для инвалидов. В течение шести месяцев общения с собаками, участники этого исследования продемонстрировали значительные улучшения в плане самооценки, внутреннего локуса контроля, психологического благополучия и интеграции в общество. Вдобавок, присутствие собаки привело к значительному уменьшению количества часов оплачиваемой помощи и помощи, предоставляемой семьей, необходимой в повседневной жизни.
В то время как некоторые могут возразить, что собаки, обученные как помощники, не являются животными-компаньонами, люди в этом исследовании относились к ним как к помощникам, веселым, лучшим друзьям, а не как к полезным приспособлениям. Хотя люди с жестокой, неизлечимой болезнью никогда не вылечатся от присутствия собаки, они определенно ощущают мир абсолютно по-другому после получения собаки. Как резюмировал один из участников: "Со своей собакой я чувствую себя в безопасности и не ощущаю беспомощности, и я больше не боюсь будущего. Каждому нужен кто-то, о ком можно заботиться, и мы заботимся и уважаем друг друга".
Установлено, что по меньшей мере 40% людей с СПИД в Соединенных Штатах имеют животных, и Spencer (1992) описал работу нескольких благотворительных организаций, которые помогают людям с СПИД содержать их животных. Волонтеры обеспечивали еду, ветеринарное обслуживание, уход за животными, прогулки с собаками, а также образовательные материалы. Carmack (1991) рассматривал роль животных-компаньонов для людей с СПИД с медицинской точки зрения и пришел к выводу, что способность животных уменьшать чувство изолированности и одиночества имеют первостепенную важность. Такие ужасные болезни, как эта, воспринимаются не просто как смертельные, а также как дегуманизирующие (Sontag, 1990). Люди с СПИД часто теряют работу, семью и друзей. Животные же постоянны в своих привязанностях, даже если взаимоотношения с людьми омрачены страхом или игнорированием. Описательное исследование Carmack (1991) основано на самоотчетах пациентов о важности животных в жизни людей с СПИД, и подчеркивает роль, которую животные могут играть в снижении уровня стресса. Респонденты в этом исследовании вели с животными продолжительные беседы, говорили о животных как о смысле жизни и чувствовали себя нужными. Для людей с СПИД животные воспринимались как главный, а иногда единственный источник поддержки, и они увеличивали количество значимых ресурсов для преодоления стресса.
Позже была исследована связь между СПИДом, владением животным и депрессией (Siegel, Angulo, Detels, Wesch и Mullen, 1999). Это исследование выявило, что люди с СПИД, владельцы животных, меньше страдали от депрессии, чем больные, у которых не было животных. Польза от владения животным отмечалась среди людей с малым количеством социальных контактов, что позволяет убедиться в том, что предположения о том, что расширение социального окружения с помощью животных может служить защитой от стресса, вызванного заболеванием, верно.
Хотя было много анекдотических отчетов о пользе животных для людей с болезнью Альцгеймера, было проведено несколько научных исследований. Manor (1991) провел клиническое обследование того, как животные могут влиять на лечение людей с болезнью Альцгеймера, и предположил, что животные помогают смягчить одиночество и эмоциональную изоляцию, повысить уровень общения, социального взаимодействия и сенсорной стимуляции. Вдобавок, они помогают создать не угрожающее, спокойное, домашнее окружение для обитателей домов престарелых. Животные также могут быть полезны для сотрудников домов престарелых, которые заботятся о пациентах с умственной отсталостью, так как присутствие животных может сделать стрессовую работу более приятной. К тому же, животные в домах престарелых повышают вероятность того, что члены семей будут навещать своих родных с болезнью Альцгеймера. Обеспечивать домашний уход для таких больных чревато стрессами, физическим и эмоциональным истощением, и Fritz, Farver, Hart и Kass (1996) выяснили, что животные могут смягчать психологический стресс, связанный с таким уходом. Что интересно, в этом исследовании сотрудников положительное влияние животных было выявлено среди молодых мужчин и женщин, но не среди женщин среднего возраста.
_____________________________________________________________________________