Взаимодействие с животными и природой:

польза для развития детей.

 

Автор: Gail F. Melson, Ph.D. Опубликовано в издании «Люди, животные, окружающая среда», осень 1990, с. 15-17.

Gail Melson – профессор факультета детской психологии и изучения семьи в университете Purdue. 

Взаимодействие с животными и природой может быть важным условием, при котором более заботливые дети могут превратиться в более заботливых взрослых. В первую очередь я кратко подчеркну важность изучения этого аспекта развития и изложу некоторые причины, почему представители психологии развития и другие ученые, изучающие развитие детей, пренебрегали этой темой. Используя данные родственных исследований в этой области, я начерчу программу исследования и теории способов изучения того, как воспитание может происходить путем развития детей, в частности уделения внимания взаимодействию с природой и животными. Наконец, я предложу некоторые другие области развития, на которые может влиять такое взаимодействие. 


Важность развития заботливости

Под воспитанием мы подразумеваем "удовлетворение нужд развития другого человека с помощью заботы, руководства и защиты." Мы часто думаем, что забота – синоним воспитания, но замечу, что разница между ними довольно существенна, так как реакция на нужды другого может включать множество проявлений заботы. Более того, забота может быть назойливой, контролирующей и несоответствующей нуждам того, о ком заботятся. Во-вторых, заботливость способна к развитию. Мы верим, что заботливость развивается; как и другие формы поведения, в ней есть потенциал стать более искусной, дифференцированной и соответствующей обстоятельствам. 

Важность заботливости можно подчеркнуть, думая о количестве социо-этических направлений, которые сформировались в новом веке. Увеличение продолжительности жизни и прорыв в медицине означают, что увеличивается количество населения, которое требует больше заботы; превращение в норму семьи, где оба супруга работают или семьи с одним родителем, означает, что большему количеству детей нужна забота не со стороны родителей; интеграция инвалидов в сферу образования и трудоустройства означает, что мы должны проявлять больше чуткости к индивидуальным потребностям в школе и на рабочем месте; а консервативный бунт против создания государственных служб и налогов, которые нужно выплачивать на их содержание, означает большее доверие к волонтерским службам. Все эти направления происходят в то же время, когда женщины в меньшей степени играют традиционную роль в оказании помощи. Так как необходимость в заботливости возрастает, важно понимать, как это качество изменяется в течение детства и как мы можем повлиять на его развитие. 

О детях традиционно думают как об объектах заботы со стороны родителей и других людей, а не как о заботящихся. В нашей культуре акцент делается на индивидуальном эго или себе как объекте развития, что отражено в психологических теориях развития Фрейда и Эриксона, или теории человеческих потребностей, таких как теория Маслоу, в которой самоактуализация – высшая человеческая потребность. Исторически Североамериканская культура считает индивидуальность высшей ценностью, начиная со свобод личности и частной жизни, уходящих корнями в те времена, когда люди рисковали собой, приезжая в эту страну из других стран и на Запад из Восточных поселений. 

В результате ценности воспитания детей в нашем обществе фокусируются на необходимости воспитания независимости, инициативы и ассертивности. Необходимость заботиться о других, учиться поддерживать психологическое благополучие других не очень хорошо осознается родителями и педагогами. Однако новые исследования развития привязанностей и их долгосрочного эффекта оспаривают взгляд, что родительские чувства просыпаются лишь с рождением ребенка. Это исследование показывает, что более ранние взаимоотношения создают "внутреннюю рабочую модель" ментального представления о родительстве, которая проносится сквозь время и расстояния, чтобы сформировать основы других взаимоотношений. Эта мысль сейчас плодотворно используется для объяснения того, что склонность к насилию передается из поколения в поколение. Эта линия исследований оспаривает наш взгляд на детей как на некий «накопитель», в котором «хранится» опыт заботы, чтобы проявиться позже. 

Другие линии исследования в рамках психологии и педагогики добавляют аргументы, что заботливость развивается в период детства. Исследователи в области младенчества обнаружили социальную, диалоговую природу младенца начиная с самого рождения и доказали, что весь индивидуализм уходит корнями в установление безопасной межличностной привязанности. В рамках образования, совместного обучения, поддерживающего контекста как способствующих факторов, индивидуальные достижения хорошо просматриваются. Очевидно, что социальные связи детей – это важная поддержка во время стресса, как и социальные связи для взрослых. Т.о., от множества исследовательских традиций мы постепенно переходим к новому пониманию: заботливость развивается в течение всего периода детства, и это развитие важно и для оптимального развития ребенка, и для дальнейшей жизни взрослого. Сейчас, когда мы доказали важность заботливости как базового компонента развития, можно кратко описать,  почему связи с животными и природой – хорошая почва для изучения развития этого качества. 

Во-первых, животные очень распространены в семьях, где есть дети. Демографические исследования показывают, что животные более распространены в семьях, где есть дети, чем в бездетных, и родители заводят животных ради предполагаемой пользы для развития детей. Беседы с родителями и детьми показывают, что если животные присутствуют в семье, они в основном имеют большое эмоциональное значение, зачастую становясь неотъемлемыми членами семьи. 

Во-вторых, домашние животные, так же как и растения, зависят в своем развитии от заботы со стороны людей. Они очень ясно дают понять о своих нуждах и предоставляют немедленную обратную связь, если их потребности не удовлетворяются. Более того, домашние животные и растения предоставляют немедленное и сильное положительное подкрепление, когда их потребности удовлетворены. Факты изучения взрослых владельцев доказали, что забота о других и удовлетворение их нужд положительно влияет на тех, кто заботится. Короче говоря, забота о других полезна для вашего здоровья. Детям, так же как и взрослым, переживание положительных эмоций от заботы о других дает чувство собственной значимости, умелости, которые являются мощным подкреплением. 

В-третьих, очевидно, что забота о животных и растениях может быть, в частности, полезна для мальчиков. Из-за того, что забота о младших детях ассоциируется в сознании детей с "женской работой" или "тем, что делают мамы", уже с 3 лет, а тем более с 4-5лет мальчики меньше интересуются младенцами и заботой о них и даже избегают быть «няньками». Однако мы обнаружили, что подобной ассоциации не возникает в сознании детей, когда речь идет об уходе за растениями и животными, разницы между мальчиками и девочками нет. Благодаря тому, что забота о животных "гендерно нейтральна," это может быть полезно в воспитании у мальчиков умения заботиться о других и выступать в роли воспитателя. 


Направления исследования заботливости

Сейчас, когда мы, в общем, рассмотрели, почему животные и природа могут играть положительную роль в воспитании, можно более систематизировано взглянуть на существующие исследования. Для этого полезно различать три основных направления исследования заботливости. Во-первых, мы можем изучить эмоции, которые могут варьировать от интереса к чему-либо помимо себя до желания удовлетворять потребности этого другого, и дистресса, когда эти потребности не удовлетворяются. Здесь мы изучаем привязанность детей, их чувства и эмоции по отношению к животным. 

Во-вторых, мы можем изучить поведение, какие умения и навыки дети приобретают, ухаживая за другими, и как они приобретают их. Здесь мы исследуем поведенческий репертуар детей по отношению к домашним животным, и затем то, как они применяют этот репертуар в ситуациях потребностей развития. Это касается отзывчивости ребенка, его или ее способности действовать в соответствии с ситуацией и нуждами другого существа. По отношению к животным, растениям (и маленьким детям), чуткость включает в себя способность "читать" невербальные сигналы, определить потребности и затем избрать поведение, которое, вероятно, отвечает этим потребностям. 

Третье направление – когнитивное, мысли и знания, которые есть у детей об объекте воспитания, его потребностях и их удовлетворении. Это направление касается знаний детей о животных и природе и их мыслей о том, как их воспитывать. 

Что мы знаем об этих трех направлениях воспитания применительно к живой природе? Во-первых, что касается эмоций, мы выявили в ходе исследования детей, живущих в различных условиях и принадлежавших различным слоям населения, что все дети выражают сильную привязанность к своим домашним животным. Это эмоциональное отношение относительно высоко в дошкольный период и умеренно возрастает по мере взросления детей. (Мы изучали детей в возрасте до 12 лет.) Несмотря на высокий уровень привязанности в целом, существуют значительные индивидуальные различия, так что можно сказать, что некоторые дети очень привязаны к своим животным, в то время как другие демонстрируют средний уровень привязанности. (Почти не было безразличных детей.) Первые проводят больше времени со своими любимцами, как заботятся о них, так и ухаживают, начиная от игр с животным и заканчивая полным уходом. Мы полагаем, что сила привязанности связана с эмпатией и приятным ощущением компетентности, так же как и с меньшими поведенческими проблемами в школе у детей, переживающих жизненные изменения, такие как, например, переход из детского сада в школу. Для других детей, во втором и пятом классе, например, очень сильная привязанность к животным не связана с эмпатией и иногда не ассоциируется с чувством компетентности. Другими словами, мы предполагаем, что эмоции по отношению к животным могут способствовать благополучию и обучению заботливости (эмпатия) во время переживания жизненных изменений. В другое время, когда дети, как предполагается, ориентированы больше не на дом, а на сверстников, очень сильная привязанность к животному может быть симптомом трудностей в этой сфере. 

Что касается поведения, стало очевидно, что дети, у которых в доме есть животные, вовлечены в широкий спектр видов деятельности по регулярному уходу, такие как кормление, выгул, расчесывание, игры, уборка клеток и т.д. Эта деятельность включает осознание потребностей животного и развитие умений эффективно удовлетворять эти потребности. Нет гендерных отличий в вовлечении в уход за животным, но эти отличия есть по отношению к младшим братьям или сестрам или по отношению к маленьким детям вне семьи. Девочки проводят больше времени, заботясь о младших детях, чем мальчики, и это разрыв увеличивается в подростковом возрасте. Т.о., полностью подтвердилась гипотеза, что животные – действительно гендерно нейтральный путь научиться заботливости. 

Мы также предполагаем, что животные могут быть компенсаторым способом развития заботливости, когда все остальные не подходят. Сравнивая детей, у которых были и младшие сиблинги, и животные, с детьми, у которых были животные, но не было младших сиблингов, последние проводили больше времени, играя и заботясь о животных, чем первые.

Что касается когнитивной стороны, несколько исследований предположили, что дети с или без животных накапливают знания о потребностях животных и о том, как удовлетворять эти потребности. Дети, у которых были дома животные, однако, знают больше о том, как взрослые животные заботятся о своих детенышах. А дети с более сильной эмоциональной связью с их животными имели больше представлений о том, каковы их животные и как можно ухаживать за ними. В наших беседах мы были поражены широтой детских познаний об их животных и уходе за ними. Эти дети действительно сформировали "внутреннюю рабочую модель" этих взаимоотношений и своей роли в них. Неизвестно, переносятся ли эти представления на другие отношения, и существует настоятельная потребность исследовать это. 

В общем, стало очевидно, что общение с животными связано со всеми тремя направлениями развития заботливости. На другие аспекты развития также могут влиять взаимоотношения с домашними животными. Воспитывая другое существо, чьи потребности мы удовлетворяем и которое зависит от нас, мы также переживаем ситуации, связанные с силой и с бессилием. Для детей, которые обычно зависимы и бессильны, опыт доминирования и силы может предоставить переживание власти и эффективности. Что осознается в меньшей степени, так это факт, что опыт общения с животными и природой также предоставляет возможность заново определиться в вопросах силы и власти в рамках контекста воспитания и заботы. Мы также можем использовать опыт общения детей с животными, чтобы перейти от утилитарных представлений о власти к определению власти во взаимоотношениях. 

Во-вторых, опыт ухода за животными и удовлетворения их нужд оказывает безусловное положительное влияние на детей. Невербальная коммуникация не только может сформировать способность ребенка понимать невербальные сигналы (мы знаем, что отвергаемым детям этого недостает), но также может обеспечить необходимую тактильную стимуляцию и "контактный комфорт." Антропологи, такие как Edward Hall, назвали нашу культуру термином "неконтактной" культуры; кросскультурно, наши дети, в частности маленькие дети, могут получать тактильную поддержку на очень низком уровне. 

В-третьих, взаимодействие с животными и природой может иметь эволюционную основу, являясь откликом на аргумент Конрада Лоренца, что "ребяческие" очертания детенышей всех видов инстинктивно пробуждает заботу в людях. Это могут быть физиологические – гормональные и неврологические – изменения, связанные с сенсорной обратной связью, которую мы получаем из окружающей среды. Мы сейчас знаем, что вспышка света и темнота имеют сильные психологические последствия, обусловленные их сенсорным влиянием. Возможно, самое время начинать исследования недостатка общения с животными и природой как формы сенсорной депривации. 

Многие вопросы остаются без ответа. Во-первых, влияет ли взаимодействие с природой и животными одинаково на всех детей? Похоже, существуют возрастные и половые различия во взаимодействии с животными. Должны ли исследования использовать базовые потребности или модель дефицита? Другими словами, является ли взаимодействие с природой и животными чем-то, что всем детям нужно в большей степени, чем они получают? Или такие взаимодействия работают как коррекционные, чтобы обеспечить детям оптимальное развитие?

Во-вторых, функционирует ли взаимодействие с животными и природой по-разному во время различных возрастных периодов или в период жизненных изменений? Являются ли животные в основном "переходными объектами", как в терминологии Winnicott? Обеспечивают ли они поддержку во время различных изменений, становятся ли опорой, которая может влиять на другие аспекты функционирования? 

В-третьих, как взаимодействие с животными и природой связано с другими семейными и контекстуальными переменными? Ребенок не развивается в изоляции, в частности от семьи, соседей и культуры. Животные могут дать детям уроки жестокости и эксплуатации, если они представляются и интерпретируются подобным образом. Детей могут знакомить с природой как с силой, которую нужно укрощать и разрушать, а не ценить. Исследования осведомленности в области окружающей среды среди детей показывают, что взаимодействие и забота – это только один из возможных способов, которыми дети могут знакомиться с миром природы. У некоторых детей развивается более утилитарное, эксплуатационное отношение к окружающей среде. Важно раскрыть подоплеку этой точки зрения

Важность семьи, соседей и общины означает, что мы должны быть осмотрительны в приписывании положительного влияния благотворному эффекту только животных и природы. Положительное семейное окружение может усиливать то положительное влияние, которое оказывает на детей общение с животными. 

Также возможно, что взаимодействие с животными может "защищать" ребенка от стресса в семье, но какой вид взаимодействия и в каком количестве необходим, чтобы быть эффективным, если это действительно возможно, неизвестно. 

Это всего лишь несколько примеров из множества существующих исследований, которые еще нужно прояснить. Также необходима большая методологическая согласованность для того, чтобы установить то, что действительно, как многие видят, "работает." Не хватает проспективных, лонгитюдных и экспериментальных исследований (с соответствующими контрольными группами), изучений эффективных случаев, а не только корреляции и связи. Чтобы сказать, что эмоциональная привязанность к животным связана с эмпатией, как мы выяснили, нельзя подразумевать, что животные заставляют детей быть более эмпатичными, так как уже эмпатичные дети могут быть изначально более привязаны к своим животным. 

Польза животных – это социальный стереотип, как и любой общеизвестный вопрос. Это означает, что мы можем получить социально желательные ответы от детей и взрослых, когда мы спрашиваем их о животных. Враждебность, зависть, доминантность могут не выражаться, хотя и испытываться. Нужны более сензитивные способы изучения детей и животных. 

Несмотря на необходимость более и более тщательных исследований, я думаю, мы готовы сделать два простых, но неоспоримых утверждения. Во-первых, нам нужно развить способность к заботе в наших детях, если мы хотим жить в более заботливом обществе. Во-вторых, положительное взаимодействие с животными и природой – это один из способов развития данного качества.

_____________________________________________________________________________

 

·        Другие статьи

·        Анималотерапия

·        На главную

 



Hosted by uCoz