Животные-компаньоны и пожилые люди

Из статьи:

Удовольствие от их общества: Животные-компаньоны и здоровье людей
Karen Allen, Медицинский факультет, Государственный Университет Нью-Йорка в Буффало

Исследования в домах престарелых

Хотя идея терапевтической ценности животных для пожилых людей распространяется и поддерживается СМИ, проводилось очень мало научных исследований, которые действительно связали бы присутствие животных-компаньонов с изменениями в физическом и психологическом состоянии. В 1984 г. в своей статье Beck и Katcher (1984) заключили, что большинство исследований вообще не рассматривали или очень мало показывали терапевтическую пользу. Планирование и проведение научно валидных исследований о возможном влиянии животных на пожилых людей, которые живут в домах престарелых, необычайно сложно. И наоборот, исследования, изучающие психологическое благополучие молодых людей, провести гораздо легче, и они не связаны с этическими проблемами, состоящими в том, чтобы давать что-либо одной группе пожилых людей, но не давать другой.

Возможно, вследствие этой сложности, в течение последнего десятилетия в научных исследованиях появилась уловка. Исследователи начали уделять возрастающее внимание пониманию того, как животные могут косвенно влиять на здоровье людей, являясь частью позитивного окружения домов престарелых, а не на то, как животные сами по себе соотносятся с улучшением здоровья. Одно из таких исследований (Winkler, Fairnie, Gericevich и Long, 1989) рассматривало влияние живущей в доме престарелых собаки на социальное взаимодействие среди и между его обитателями и персоналом и обнаружило, что появление собаки явилось катализатором социального взаимодействия. Возросло социальное взаимодействие, однако это было кратковременно и исчезло через три месяца. Fick (1993) также изучал социальное взаимодействие, но только среди обитателей домов престарелых в группе трудотерапии. В этом исследовании присутствие собаки произвело положительный эффект как дополнение к другому виду терапии и сопровождалось значительной разницей в вербальном общении.

Другое исследование (Hendy, 1987 г.) рассматривало эффект от визитов животных и/или людей и обнаружило, что хотя люди хорошо реагировали на одних животных и на животных с людьми, взаимодействия с людьми ассоциировались с наибольшим количеством позитивного поведения. Несмотря на их выводы о том, что одни животные не могут изменить реалии домов престарелых, исследования этого типа внесли важный вклад в наше понимание обстоятельств и окружения, в которых животные могут быть полезны. Подобные результаты подчеркивают важность изучения множества социальных факторов в создании среды обитания в домах престарелых и могут внести вклад в усовершенствование построения будущих исследований.

Хотя сложно провести научные исследования о влиянии животных на обитателей домов престарелых, недавние инновационные усилия Томаса (Thomas) (1994) демонстрируют, что это возможно. Как главный врач дома престарелых, Thomas решил создать абсолютно новое окружение для его обитателей. Он представил домашнее окружение с животными, цветами и огородами, посещениями школьников, и воспитание дошкольников. Он посвятил себя и свой персонал искоренению одиночества, беспомощности, и тоски и создал гуманную среду, которую он назвал Альтернатива Эдема (Eden Alternative). Около 100 птиц (попугаи, неразлучники, зяблики и канарейки) живут в домах обитателей. 2 собаки и 4 кошки свободно ходят по жилой территории и весь день общаются с обитателями. На территории живут кролики и куры, и Thomas узнал, что чем более разнообразным и комплексным становится окружение, тем больше потенциал для содержательного взаимодействия.

Чтобы проверить эффективность нового окружения, Thomas сравнил обитателей его дома престарелых с контрольной группой, т.е. обитателями соседнего дома престарелых, сходными по возрасту и культурному происхождению. После двухлетнего периода он зафиксировал поразительное снижение в группе Эдема использования психотропных лекарств для поддержания тонуса. Эти показатели заметно контрастируют с высоким национальным и региональным уровнем их использования в домах престарелых США. Другая область оценки вмешательства включала изучение психологического благополучия в двух домах престарелых. В течение первых 18 месяцев после появления животных, растений и детей, наблюдалось на 15% меньше смертей в группе Эдема по сравнению с контрольной группой. В дальнейшем ходе эксперимента, этот процент возрос. Обитатели обоих домов имели одинаковое состояние здоровья, так что люди в группе Эдема не просто жили дольше, потому что они были здоровее. Но Thomas предполагает, что разница в уровне смертности связана с основополагающими потребностями людей иметь смысл жизни. Как ученый, Thomas не может утверждать, что пациент не смог бы жить без попугаев, но как врач, он наблюдал, что обязательства пациента по отношению к животным породили сильное стремление к жизни, чтобы заботиться о них.

Акцентирование внимания на изменении окружения – это отличная модель для будущих исследований с участием пожилых людей и животных. С небольшой финансовой поддержкой и творческим мышлением стало возможным смоделировать домашнее окружение и зафиксировать его эффект. Этот подход имеет гораздо больше смысла, чем повторяющиеся попытки показать, что присутствие животного один маленький аспект в жизни обитателей дома престарелых. Развивая идеи Томаса, Cookman (1996) предположил, что привязанность пожилых людей к вещам, местам, животным и мыслям а своем окружении – это важный источник безопасности, принадлежности и самоидентификации.

Изучения в сообществах

Пожилые люди, которые арендуют жилье, часто не имеют права заводить домашних животных. Для того чтобы изменить арендную политику, необходимо провести исследования, которые повысят понимание потенциальной пользы и природы отношений между пожилыми людьми и их животными. Окружение социально изолированных пожилых женщин, живущих в собственных домах, было центром психологического исследования (Allen, Gross и Izzo, 1997), в котором исследовался уровень кровяного давления в состоянии покоя после шестимесячного периода. По сравнению с контрольной группой без животных, у владельцев животных отмечалось гораздо более низкое систолическое и диастолическое кровяное давление. Вдобавок, пожилые владельцы животных с небольшим количеством (человеческих) социальных контактов имели кровяное давление, сравнимое с давлением молодых женщин. У участников были кошки или собаки и, хотя не было обнаружено разницы в зависимости от вида животного, очень важным фактором была привязанность к животному. Выводы таковы, что, хотя повышение кровяного давления – это нормально для этого возраста, социальная поддержка со стороны людей и/или животных может уменьшать уровень давления, связанный с возрастом.

Другое исследование в сообществе изучало домашнюю обстановку пожилых людей с и без собак (Dembicki и Anderson, 1996). В этом поперечном срезе, исследовании-наблюдении обнаружилось, что владельцы собак гуляли значительно дольше, чем не владельцы. К тому же, увеличение прогулок ассоциировалось с заметно более низким уровнем холестерина среди пожилых владельцев животных. Авторы этого исследования – профессионалы социальной службы, которые предполагают, что в контексте взросления и старения обладание животным может быть дополнительной помощью в жизни, которая должна получать поддержку и помощь от местных программ обслуживания.

Siegel (1990) изучал посещения врачей среди пожилых людей с и без животных и обнаружил, что владельцы животных, переживающие стрессовые события, гораздо меньше обращались к врачам, чем люди без животных. Участники этого исследования заявляли, что их животные, особенно собаки, помогали им во время стресса. Исследование, касающееся пожилых людей, живущих в сельской местности (Lago, Delayney, Miller и Grill, 1989) обнаружило, что отношение к животным и обладание животным были заметными предпосылками позитивного психологического and состояния и самочувствия. В десятимесячном исследовании, проводимом после того, как взрослые люди получили животных, Serpell (1991) обнаружил снижение количества проблем со здоровьем во время первого месяца после получения животного. У владельцев собак этот эффект сохранялся на протяжении исследования, и можно предположить, что животные влияют на восприятие стресса.

Наконец, в исследовании Peretti (1990), изучались дружеские связи между пожилыми людьми и их животными. Сбор данных для этого исследования занял более 10 месяцев, и все участники выгуливали своих собак в общественном парке. Открытый опросник был направлен на выявления личных привязанностей и отношения к животным. Выявился большой процент участников, которые говорили о своих собаках как о единственных друзьях (78% мужчин и 67% женщин), и что их дружеские связи с собаками так же сильны, как и с людьми. Описание отношений с собаками вылилось в пять областей: (1) Дружба; (2) Эмоциональная связь; (3) Полезность; (4) Верность; и (5) Безусловное принятие. Определение дружбы, включающее безусловное принятие, особенно важно. Эти респонденты описывали прямое взаимодействие, лишенное искусственных комментариев и социальных сделок, возможное с животными, а не с людьми. Это исследование внесло большой вклад в понимание и оценку значения собак в жизни пожилых людей, которые часто изолированы. Оказалось, что животные удовлетворяют психологические потребности их владельцев в привязанности и заботе. Хотя исследование не рассматривала состояние здоровья как показатель, учитывая то, что известно о связи социальной поддержки и здоровья, выводы очень важны.

 

___________________________________________________________________________________________________________________

 



 

 

 



Hosted by uCoz