В ходе исследования было поставлено 3 цели:
определить, в какой степени поддержка со стороны домашних животных, о которой говорили матери, отцы и дети, сравнима с поддержкой, получаемой от людей, как отражено в теории социальных отношений Weiss;
изучить связь между поддержкой со стороны животных и стрессом родителей, так же как и родительское восприятие адаптации детей;
а также оценить индивидуальные характеристики семьи, определяющие использование животных в качестве социальной поддержки.
Рамки стресса, поддержка со стороны животных и демографическая информация о семьях были изучены в ходе индивидуальных бесед с 56 матерями, 52 отцами и 59 детьми (59 семей), проводимых дома. Систолическое (SBP) и диастолическое кровяное давление (DBP) в состоянии покоя оценивались каждым индивидуально. Воспринимаемый родительский стресс измерялся с помощью Life Experiences Survey и Hassles Scale, а восприятие родителями детской адаптации – с помощью социоаффективного профиля дошкольника (Preschool Socioaffective Profile). Степень поддержки со стороны животных оценивалась с помощью опросника отношения к животным (Pet Attitude Inventory) (взрослые) и двумя способами, адаптированными Bryant (1985; 1990) (дети).
Результаты:
Факторный анализ мер поддержки показал, что родители отмечали семь аспектов поддержки со стороны животных, сопоставимых с аспектами человеческой поддержки. Эмоциональная поддержка, социальная интеграция и близость, именно в этой последовательности, были более важны для матерей и отцов. Три фактора: эмоциональная поддержка, исключительность и тесные отношения – учтены как поддержка детям со стороны животных.
Иерархический регрессионный анализ показал, что после расчета других переменных, поддержка со стороны животных обусловила снижение материнского SBP (b= -.34, p<.05) и DBP (b= -.25, p<.10), снижение родительского DBP (b=-.34, p<.05), более позитивное восприятие жизненных событий у матерей (b= -.33, p<.05), и меньшую тревожность детей, согласно мнению матерей (b= -.44, p<.01).
Иерархический регрессионный анализ показал, что начало занятий в детском саду в более младшем возрасте и проведение в дошкольном учреждении большего количества времени связано с бОльшей степенью использования детьми животных как источников поддержки (F(2.43) = 4.31, p<.02). Демографические различия семей не связаны с использованием взрослыми животных в качестве источника поддержки. Эти результаты подтверждают, что животные выполняют многие из тех же поддерживающих функций, что и люди, как для детей, так и для взрослых, которых поддерживают животные, и это, как и человеческая поддержка, ассоциируется с меньшим уровнем стресса и лучшей саморегуляцией, и что эти отношения влияют на различные характеристики семьи.