История возникновения и развития анималотерапии


Можно сказать, что одним из источников развития анималотерапии была натуртерапия. Но надо заметить, что целесообразность выделения лечебного влияния природы в качестве самостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми. Так, Д.Б.Карвасарский пишет, что многие авторы, не отрицая положительного эмоционального воздействия природы, реализуют его лишь как фон для психотерапии, а не как самое психотерапию, которая невозможна без информации, передаваемой речью. Однако другие авторы (Н.Л.Кряжева, К. Аллен, О.Р. Арнольд, С. Баркер, Дж. Гаммонли и др.) настаивают на том, что не только натуртерапия, но и анималотерапия может рассматриваться как самостоятельный метод, оказывая терапевтическое воздействие.
Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, пишет Н.Л.Кряжева, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и покоя. Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной – все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов.
Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку.
Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Древние греки примерно три тысячи лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, и египтяне использовали животных (в основном кошек) в тех же целях.
История анималотерапии – это развитие двух основных направлений: анималотерапии как самостоятельной технологии и анималотерапии как одной из составляющих процесса терапии. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевтического процесса. Больные общались с ними, ухаживали за ними, и было отмечено положительное влияние подобных методов на поведение людей и эффективность лечения.
В течение нескольких веков в других странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффект взаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов, после чего в США животные стали использоваться для психотерапевтической помощи в некоторых подобных учреждениях.
Н.Л.Кряжева упоминает о том, что еще в царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты на обязательных условиях работали с животными, что, как она отмечает, было одним из основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику.
После Второй Мировой войны американские врачи Красного креста заметили, что в госпиталях, где собакам не возбраняется гулять по территории, раненые стремились проводить с ними как можно больше времени. После проведенного исследования выяснилось, что и процесс выздоровления в таких учреждениях шел более успешно. И в связи с этим госпиталь ВВС в Нью-Йорке начал целенаправленно использовать этот метод для скорейшей реабилитации раненых. Тогда же животные начали использоваться в домах престарелых и в тюрьмах. При этом отмечалось, что пожилые люди становились более активными, больше интересовались жизнью, а заключенные в тюрьмах проявляли меньшую жестокость и имели возможность пользоваться большей свободой.
Верховая езда в качестве одного из средств психотерапевтического воздействия использовалась и в динамической психиатрии по Аммону.
В 1948 году Сэм Росс начал проект «Грин Чимниз». Он думал о совершенно обыкновенном интернате, в котором присутствие нескольких животных и птиц помогало бы создать психологически комфортную атмосферу. С годами скромная затея переросла во всемирно известную программу долгосрочной терапии для плохо обеспеченных детей из трудных семей. Грин-Чимниз - живописная ферма в 60 милях к северу от Нью-Йорка, в округе Патнам, лесистой местности, изобилующими озерами. На ферме живут 102 подростка, с ними работает большой штат педагогов и психологов. Здесь же разместили около 300 животных. Дети, живущие там, являются проблемными: многие уже имели опыт общения с полицией. Некоторые из них были жертвами жестокого обращения в семье, за другими числились попытки самоубийства. Почти все - из неблагополучных семей. В интернате психологически надломленные дети должны почувствовать, что в этом мире есть не только насилие, злость, месть, борьба за первенство; они должны стать более психологически устойчивыми, уравновешенными и доброжелательными. Терапевты, работающие по этой программе, считают, что тот факт, что животные не умеют говорить, и делает их такими хорошими педагогами. Идея, которую они стараются воплощать в жизнь, состоит в следующем: концентрироваться не на проблемах детей, а на сильных сторонах их характера. Сотрудники Грин-Чимниз создают ситуации, в которых подростки, получающие социальную помощь от государства, сами должны помогать другим. Один из таких проектов называется "передвижная ферма": дети выезжают со своими курицами и кроликами в детские больницы и санатории для умственно отсталых и работают там с пациентами. Для подростков с асоциальным поведением животные могут стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром - а ведь именно страх, считают многие психологи, лежит в основе агрессии и насилия. Впрочем, анималотерапия во многих случаях рассчитана на то, чтобы помочь человеку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.
Как самостоятельный метод анималотерапия начинает приобретать популярность со второй половины двадцатого века. Так, пионером этого метода считается Борис Левинсон, канадский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году. Основываясь на собственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделал вывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами, обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом, шизофренией. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью.
Б.Левинсон провел опрос детских психотерапевтов, разослав им специальные анкеты. Из 150 ответивших ему врачей треть признала, что использует при лечении домашних животных, любимцев детей. Как можно было предвидеть, наиболее распространенным помощником является собака, на втором месте кошка. Некоторые психотерапевты предпочитают птиц и черепах.
Позже роль животных в психотерапии и их способность быть связующим звеном между терапевтом и клиентом исследовалась С.Баркер, Д.Дрейпером и Дж.Меллоном. Основываясь на своих наблюдениях, они говорили о способности животных демонстрировать принятие и создавать безопасную обстановку в ходе терапевтических сессий уже своим присутствием, служить в качестве отвлекающего объекта, когда клиент обсуждает что-то болезненное для себя.
Примерно в это же время, в 1972 году, исследуя то, как общение с животными влияет на психическое и физическое состояние людей, пропагандисты анималотерапии в США супруги Корсоновы из Огайо, физиологи высшей нервной деятельности, доказали, что домашние животные, прежде всего собаки и кошки, улучшают когнитивные (познавательные) функции у пожилых людей и положительно влияют на их здоровье.
Несколько позже, в 1978 году, доктор Дэвид Натансон начал исследовать эффект дельфинотерапии в лечении детей-инвалидов в океанариуме Флориды. Он разработал серию экспериментов с участием дельфинов в обучении детей с синдромом Дауна.
Затем на Кубе с помощью дельфинотерапии начали лечить ДЦП и аутизм, в Тунисе в отелях появились кошки, которые должны были способствовать снятию стрессов и уменьшению тревожности, во Франции кошки стали служить средством создания комфортной психологической обстановки в офисах и магазинах.
В 1996 году в рамках семинара «Жить со стариком», проводимого Институтом Алисы Масариковой при философском факультете Пражского университета, рабочая группа этого семинара проголосовала за использование животных в лечебных целях в государственных социальных службах.
В настоящее время анималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимались оказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свой метод «терапия с помощью животных» (Animal Assisted Therapy). Французская организация АНЕКАН, использующая собак для анималотерапии, имеет три центра: в Алансоне, Бордо и Клермон-Ферране. В других странах действуют такие организации, как общество «Дельта», Лексингтонский коррекционный центр, анималотерапевтическая ассоциация, «Собаки-компаньоны для независимости» (CCI), Fidelco. Общество «Дельта» постоянно проводит исследования в таких областях, как влияние анималотерапии на здоровье людей, использование животных в образовании, в психотерапии и т.д. Они предлагают курсы для добровольцев, которые хотят работать со своими животными в команде специалистов, помогают получить специальные лицензии, которые дают возможность работать с животными в таких местах, как больницы, дома престарелых и т.п. (программа “Животные-партнеры”) Они используют различных животных, таких, как собаки, кошки, гвинейские свинки, кролики, лошади, козы, ослики, попугаи, цыплята и ламы. Ламы часто используются для посещения больниц и домов престарелых вместо лошадей, потому что на ногах у них подушечки вместо копыт и они производят гораздо меньше шума, что немаловажно при работе с пожилыми людьми.
Филиалы этих ассоциаций расположены во многих городах. Их все объединяет то, что они используют одомашненных животных – чаще всего собак, кошек, кроликов и птиц – как терапевтический прием для помощи людям с физическими или психическими проблемами. В программе принимают участие терапевты, медики, социальные работники, психологи. Работа подобных организаций в немалой степени содействует популяризации анималотерапии, в том числе и в России.
Анималотерапию сегодня называют по большей части активной или вспомогательной лечебной терапией при помощи животных, этому был посвящен даже отдельный семинар в апреле 1997 года на базе Пражского психологического центра. Вступительные рефераты зачитали профессор психологии и доктор психологических наук Зденек Матейчек и геронтопсихиатр, доктор медицинских наук, доктор психологических наук Милдош Войтеховский.
Итальянские терапевты выступают за разработку законопроекта о регулировании деятельности специальной "скорой помощи", в которой задействуют животных. Это нововведение пришло из США и прижилось на Апеннинах. Здесь уже функционируют несколько "добровольных госпиталей", чьим пациентам помогают собаки, кошки, кролики, лошади и дельфины. Животных используют как в ходе психотерапии, в том числе для пострадавших в результате несчастных случаев. Особенно эффективен этот метод при лечении пожилых людей. Наиболее популярный "терапевт" - собака.
Анималотерапевтическое общество в Северной Альберте использует три вида анималотерапии. Кроме посещения животными там есть еще деятельность с участием животных и терапия с участием животных. Деятельность с участием животных – это разновидность терапии занятостью. Клиентов вовлекают в уход за птицами, кроликами или другими животными. Терапия с участием животных имеет вполне определенные цели и задания. Например, клиенту может быть предложено играть с собакой 15 минут в день.
В Шотландии состоялся марафон по сбору средств и поиску добровольцев, готовых со своими домашними питомцами участвовать в программе анималотерапии. Эта программа предусматривает участие кошек и собак в помощи различным категориям клиентов, улучшении качества их жизни. Они предоставляют приютам, больницам, домам престарелых, школам, тюрьмам стандартные команды: владелец и его питомец.
Участники международной программы «Собаки-лекари» приводят собак на места катастроф, чтобы их могли прижать к себе и погладить пострадавшие, которые пребывают в состоянии шока, а также выбившиеся из сил спасатели. Добровольцы вместе со своими домашними животными посещают больницы, школы и приюты для детей-инвалидов. Животные, обитающие на территории хосписов, скрашивают жизнь безнадежно больных.
Широкая программа анималотерапии используется в самой крупной в США частной психиатрической лечебнице. Здесь работают шестнадцать собак самых разных пород.
В Японии Министерство здравоохранения и социального обеспечения разработало научную программу по определению эффекта, который оказывают животные на процесс реабилитации больных, в частности детей, и на самочувствие престарелых. В комплексном исследовании участвуют самые различные специалисты, а также жители больших и малых городов, сельской местности. Изучаются и возможные негативные явления анималотерапии: аллергия, опасность паразитарных заболеваний, проявление агрессивности животными.
Однако наибольшее развитие в этот период получила иппотерапия. С конца пятидесятых годов иппотерапию начали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды, например, программа в лагере Верака в Вашингтоне предлагает иппотерапию для клиентов всех возрастов с различными заболеваниями как физической, так и когнитивной сферы. Причем в Нидерландах, Швеции и Великобритании этот метод находится под покровительством королевских семей. В Польше создано около 30 центров иппотерапии.
В Финляндии с 1992 года осуществляется подготовка иппотерапевтов, в ходе которой можно получить второе высшее образование. На курс иппотерапии могут поступить только люди, имеющие образование физиотерапевта, врача, психолога, психиатра, социального педагога и не менее 2 лет работавшие по специальности. Курс обучения платный (около 5 тысяч евро). Продолжительность курса - 3 года. Обучение заочное, за время цикла студенты 8 раз приезжают на несколько дней (от З до 10), отчитываются о проделанной домашней работе, прослушивают цикл лекций и получают новое домашнее задание. Для начала обучения необходимо сдать экзамены. Занятия с психическими больными организованы при двух психиатрических клиниках, которые в свое время направили на обучение в колледж психотерапевтов и оплачивают их работу. В психиатрическом госпитале занятия включены в лечебный цикл, основные группы пациентов – страдающие психозами и депрессивные больные. Соответственно предлагается два вида занятий - активная лечебная верховая езда для людей, страдающих психозами, и занятия на расслабление для депрессивных больных. Помимо занятий с больными, находящимися в стационаре, проводится работа и с амбулаторными пациентами.
В СССР иппотерапию первыми начали применять грузинские врачи в начале 1970-х годов. Но потребовалось около двадцати лет, чтобы этот метод пришел в Россию. Сейчас появились такие центры и в России в большинстве крупных городов (например, центр «Живая нить» в Москве). Что касается стран СНГ, то этот метод широко применяется в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане.
Однако другие виды анималотерапии тоже не остаются без внимания. В 1993 году Джоан Далтон начала проект «Пух» с намерением научить малолетних заключенных терпению, ответственности и состраданию. Подростки работали с собаками, которым грозило усыпление, в двух приютах. Они использовали положительное подкрепление, чтобы дрессировать собак, которых затем отдавали в семьи. Таким образом, и собаки, и подростки, получали возможность начать новую жизнь. Этот проект позже использовало и общество Дельта, крупнейшая американская анималотерапевтическая организация, в которой кроме профессионалов работают волонтеры со своими собаками.
На сегодняшний день проводится множество различных исследований, посвященных изучению влияния животных на людей. Так, С. Баркер и К. Доусон изучили эффект присутствия собак на уровень тревожности пациентов психиатрической клиники с различными заболеваниями, включая депрессию и шизофрению. Почти все исследования показали заметное снижение уровня депрессии благодаря животным. Кроме того, С. Баркер проводила исследование в психиатрической клинике, сравнивая снижение уровня тревожности в результате анималотерапии и традиционных терапевтических процедур. Эксперимент показал значительное снижение уровня тревожности у пациентов с неустойчивым настроением и психическими расстройствами как в результате анималотерапии, так и в результате традиционной психотерапии. Анималотерапия, однако, оказалась более эффективна при работе с пациентами, страдающими шизофренией, аутизмом, эпилепсией.
Исследования показывают, что даже присутствие или посещение животного может помочь ребенку или взрослому в стрессовой ситуации. Р. Фридман в 1983 году обнаружил снижение артериального давления у детей, когда собака присутствовала во время выполнения стрессового задания. Позже Р. Уэллс выявил, что присутствие собаки во время потенциально болезненных медицинских процедур снижает физиологический и психологический уровни дистресса у хронически больных детей. Такие же исследования проводились и с взрослыми. А. Катчер выявил снижение артериального давления во время наблюдения за аквариумными рыбками. Другие отмечают положительное воздействие животных в медицинских учреждениях, домах престарелых и реабилитационных центрах, так же как и в психиатрических клиниках. Так, пациенты в психиатрических клиниках демонстрировали более быстрое улучшение, когда в клинике присутствовали певчие птицы, а пациенты с болезнью Альцгеймера лучше проходят процесс социализации, если в терапии участвует собака.
Животные также помогают преодолеть негативные последствия изоляции, одиночества и депрессии, как показало исследование 1999 года, в котором изучались пожилые, одинокие люди, заключенные тюрем и люди с различными органическими заболеваниями, в том числе и больные СПИДом. Результаты этого исследования позволили создать программу «Исцеляющие друзья» (“Healing friends”), участники которой работали с подобными людьми. Элизабет Ормерод, которая занимается разработкой программ для заключенных, считает, что животные могут оказаться «чудодейственным средством кардинальных изменений в их образе мыслей и стиле поведения».
А. Катчер и Ф. Уилкинс обнаружили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны, лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способны управлять своим поведением.
Некоторые психологи предлагают использовать животных в школах, и в некоторых учебных заведениях США это находит применение. Наиболее популярные животные в классе – это черепахи, лягушки, хомяки, морские свинки, кролики, пауки, крысы, попугаи, рыбки, ящерицы и змеи. Б. Левинсон предполагал, что животное может служить «переходным объектом» между домом и школой. Присутствие животного может помочь как детям, так и учителям. Kellert and Wilson объясняют подобный эффект наличием следующих факторов: 1. Животные в большой степени способствуют усилению внимания. 2. Когда дети наблюдают за животными и взаимодействуют с ними, они становятся более настойчивыми, и их поведение меняется в лучшую сторону. 3. Присутствие животных стимулирует вербальную и невербальную экспрессию. Животные, источник интереса со стороны детей, могут быть также отвлекающим фактором, снижающим напряжение.
Однако при этом возникает проблема, связанная с неизбежной смертью животного. Это осложняется еще и тем, что, как свидетельствуют исследование Jarolmen, дети переживают смерть животного тяжелее, чем взрослые, поэтому необходимо быть готовыми и к проведению терапии по преодолению чувства утраты в этом случае.
Подобный проект по введению животных в школу был осуществлен в некоторых американских учебных заведениях в 1995 году Министерством образования по инициативе директоров школ и родителей учащихся. Дети стали с бОльшим удовольствием посещать школу, были более активны в классе и больше сотрудничали друг с другом, застенчивые дети стали более раскованными. В результате то, что начиналось как двухнедельный проект, стало постоянной составной частью образовательного процесса в этих школах.
Исследование, проведенное Министерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и «против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользу этой программы говорило то, что животные являются великолепным источником удовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развивать чувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение в классе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом против выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег.
Необычную программу проводят библиотеки американского города Солт-Лейк-Сити. Детей в возрасте от 5 до 9 лет, которым по разным причинам трудно научиться читать, обучают грамоте с помощью собак. По полчаса в неделю ребенок читает вслух животному. Сорок пять собак самых разных пород в сопровождении хозяев бесплатно предоставил местный клуб собаководов. Собаки предварительно обучены при чтении смотреть в лицо ребенку или на книгу, чтобы создавалось впечатление, что животное следит за сюжетом. Дети видят в собаке внимательного слушателя, который, в отличие от сверстников в школьном классе, не смеется над запинками или ошибками в произношении слов. Результаты убеждают: за 13 месяцев эксперимента навыки чтения у отстававших детей значительно улучшились.
Всемирная организация здравоохранения признала, что живые существа рядом с нами приносят огромную пользу, а в работе Международной конференции «Взаимодействие человека и животных», первая из которых состоялась в США в 1982 году, каждый раз принимает участие множество терапевтов, использующих анималотерапию в своей практике, в том числе французский врач Д.Верней, назвавший этот метод «веселая терапия». Так, 6 – 9 Сентября 1995 года 7-я конференция проходила в Женеве, Швейцария и была посвящена вопросу влияния животных на развитие личности. 10 –12 сентября 1998 года 8-я конференция в Праге рассматривала изменяющуюся роль животных в обществе, а 13 – 15 Сентября 2001 года проходила 9-я Международная конференция «Взаимодействие человека и животных: глобальная перспектива 21 века» в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
В 1997 году трастовая компания учредила гранты для исследований в области взаимодействия людей и животных и анималотерапии. С этого времени были выделены тысячи долларов, чтобы поддержать подобные изыскания. Так, в том же году лигой «Животные-спасатели» исследовалась роль животных в образовании; общество “Дельта” разработало программу тренировки собак-терапевтов, университет Purdue исследовал возможности анималотерапии для оказания помощи жертвам насилия в семье, а в Тафте проводилась конференция по анималотерапии. В 1999 году Вашингтонский университет исследовал возможности взаимодействия с собаками для оказания помощи детям, страдающим аутизмом, и разработал практическую терапевтическую программу, больница Св. Петра в Олимпии, Вашингтон, разработала программу внедрения анималотерапии в медицинские учреждения. В 2000 году была разработана программа использования собак в реабилитации пациентов психиатрических клиник. В 2001 году организация «Eden Alternative» внедрила программу анималотерапии для использования в домах престарелых, университет Вашингтона применил на практике программу терапии с использованием аквариумов для снижения уровня стресса и фрустрации в больницах у пациентов с болезнью Альцгеймера, медицинский центр ULCA исследовал психологический и физический эффект взаимодействия с животными пациентов отделения интенсивной терапии, переживших сердечный приступ, а госпиталь в Атланте разработал программу анималотерапии для детей с особенностями развития, низким уровнем интеллекта и с повышенной тревожностью.
Сейчас животные используются и в процессе психологического консультирования. Так, Дж. С. Кэррин специализируется в области анималотерапии и использует животных в работе с детьми с проблемами в сфере общения, поведенческими проблемами, с детьми с особенностями развития и страдающими от депрессии. Этот метод помогает обучить навыкам социального взаимодействия детей из приютов, работать с детьми, подвергшимися сексуальному насилию, а также обучить клиентов способам невербальной экспрессии.
Есть и в России некоторый опыт анималотерапии. Детский психоневролог Б.З. Драпкин в руководимом им психиатрическом стационаре устроил целый зоопарк, в котором был даже ослик. Драпкин заметил, что радость постоянного общения с животными значительно повышает психотерапевтический и сугубо лечебный эффекты. Второе десятилетие лечит атрофию глазного нерва доктор Севастьянов из Йошкар-Олы, методика которого включает в себя и общение пациентов с лошадьми. В Москве и Санкт-Петербурге энтузиасты со своими собаками и кошками приходят в больницы к безнадежно больным и старикам. Московские ученые Альберт Родионов и Константин Ставицкий представили на уже упомянутой конференции в Женеве доклад "Роль домашних животных в структуре современной семьи и воспитании подростка". В мурманском океанариуме арктические тюлени и морские зайцы участвуют в лечебной программе. Их пациенты - дети с проблемами в эмоциональной сфере и страдающие ранним детским аутизмом. В каждой группе - не более шести человек. Ребята выступают в роли тренера. Психологи надеются, что через эмоции удастся воздействовать на интеллект детей.
В Москве дельфинотерапией занимается «Утришский дельфинарий». Существует подобная программа и в Севастополе (руководитель – Л.Лукина). Проведенные исследования показали, что дельфинотерапия способствует улучшениям при неврозах и ДЦП (примерно в 45% случаев).
Н.Л. Кряжева разработала программу психокоррекции «Ребята и зверята», предназначенную для работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации и общении, проблемы которых – страхи, замкнутость, чувство одиночества, неадекватная самооценка, агрессивность. Экспериментальная проверка эффективности программы проводилась в детских садах и школах г. Ярославля. Работа заключалась в том, что на занятия в группы детей 4 – 10 лет приводили собаку и кошку. Дети наблюдали за их поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечали элементы привыкания и установления контактов, учились самостоятельности, отрабатывали механизмы поведения. Своими естественными повадками животные, кроме того, помогали снимать эмоциональное напряжение. Н.Л. Кряжева утверждает, что кошка помогла детям понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности, что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, - не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным, но друзья и их поддержка, общение – необходимы, это вызывает чувство привязанности и любви. Наблюдая за собакой, общаясь с ней, дети учились быть открытыми и смелыми, доброжелательными, активно вступать в контакт, если им этого хотелось, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, сдерживая импульсивные желания, овладевали механизмами саморегуляции, развивали волю.
Интересен опыт детского сада для детей с задержкой психического развития в городе Ярославле. Там есть группа, в которую ежедневно приводят пони. Дети ездят на лошадке на свежем воздухе. У них развиваются и координация, и память, и внимание. Ребенок попадает в особый ритм, задаваемый движениями лошади, и в особое эмоциональное поле.
С 1996 года в Санкт-Петербурге работает Оздоровительный конный центр "Солнечный остров", который применяет метод иппотерапии в работе с людьми с ограниченными возможностями. Более 60 городов России знают об иппотерапии и создают центры по ее применению. Для этого подвижники этого метода объединились в Национальную Федерацию лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Цель Федерации - создание условий для активного применения иппотерапии специалистами различных областей по работе с инвалидами.
Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе «Озерки» занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации «Старая школа» с детьми, имеющими ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями.
Анималотерапия используется и в Социально-психологическом центре "НИКА" Целевые группы составляют дети в возрасте 3-10 лет с отклонениями в поведении и общении. Цель работы: устранение коммуникативных и поведенческих нарушений ребенка. Задачи работы: выявить на основе использования методов психодиагностики детей с подобными отклонениями в эмоциональной сфере, провести коррекцию нарушений в общении и поведении средствами анималотерапии. Прогнозируемые результаты: развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, страхов, повышение стрессоустойчивости, хорошее самочувствие и настроение ребенка, развитие наблюдательности и воображения, развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания.


  • Анималотерапия

  • На главную страницу

  • Обсудить на форуме

    Hosted by uCoz