Зачастую в психотерапии используются не только сами животные, но и их образы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных - прекрасный способ расслабления, отдохновения и отключения от ситуации. О. Арнольд считает, что он полезен, когда речь идет о людях, страдающих неврозами, ситуационными невротическими реакциями или депрессиями (он, однако, бесполезен, если клиент не любит животных).
В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Д.Б. Карвасарский пишет, что каждый психотерапевтический кабинет должен быть оснащен стереофонической аудиосистемой для создания необходимого звукового фона, в котором в числе прочих должны присутствовать и звуки природы. А Б.В. Шеврыгин предлагает лечить с помощью прослушивания голосов птиц нервные болезни, бессонницу, невроз навязчивых состояний, соматические заболевания.
Работа с образами животных включена во многие виды психотерапии. И тут нельзя не вспомнить о психотерапии, построенной на метафорах. Как пишет Б.Д. Карвасарский, этот вид психотерапии и прикладной психологии использует метафору как основное лечебное средство. В истории развития культуры метафоры использовались как приемы, при помощи которых развивались и передавались идеи. Шаманы, древние философы и проповедники – все они в сходной манере сознавали и применяли силу метафоры. Когда какая-нибудь история предъявляется слушателю (в психотерапии – клиенту) с намерением оказать помощь в разрешении психологически трудной ситуации, эта история становится метафорой. Психотерапевтические метафоры – это способ решения психологических проблем через термины, принадлежащие другой области. Образы животных – ценный материал для построения метафор, как при работе с взрослыми, так и с детьми.
Используются образы животных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образы животных, представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь. В них явно прослеживается включение знаний о животном мире в систему образных средств характеристики человека, расширение и углубление знаний о самом человеке посредством сравнения и сопоставления. В основе сравнения и сопоставления лежат признаки сходства по общему впечатлению, а также по психологическим особенностям.
Сказки о животных хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои – не люди, что исключает построение прямых аналогий, а в метафорической форме показываются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, позволяет расширить картину видения мира и увидеть такие решения проблемы, о которых человек, возможно, и не подозревал, вселить в него веру в благополучный исход.
Образы животных могут использоваться и для проработки страхов у детей. Так, А.И.Захаров говорит о том, что в два года страх может вызывать образ Волка, способного причинить боль. Однако знакомство с этим образом необходимо и полезно. Он может познакомить детей с негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью, бездушием и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности. Вскоре после того, как появляется образ Волка, начинается борьба с ним, как одна из форм подчеркнутого в этом возрасте утверждения своего «Я». Своего апогея она достигает в игре, когда охотник убивает Волка. К трем годам Волк побежден.
Кроме того, используются образы животных и в куклотерапии, в частности, в работе с теневыми куклами, преимущественно в работе над детскими страхами. Реализуя страх в виде такой куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей куклой-страхом все, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневых кукол.
Использование образов животных можно проследить и во многих упражнениях телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха», «Сороконожка», «Петушиный бой» и др.), где они особенно эффективны для работы с детьми, так как позволяют внести в психотерапию элемент игры и снижают вероятность сопротивления, ускоряют достижение эффекта. Входят анималотерапевтические упражнения и в состав хатха-йоги – древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры («Поза доброй кошки», «Поза сердитой кошки», «Поза аиста» и т.д.).