Виды анималотерапии


Анималотерапия делится на виды по двум критериям. Первый критерий, на который указывает Н.Л. Кряжева, - это целенаправленность использования животных и их образов. В этом случае мы можем говорить о двух видах анималотерапии: направленной и естественной (или ненаправленной). Кроме того, направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются. Второй критерий – это то, используются ли сами животные или только их образы.

Ненаправленная анималотерапия


Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения может быть обозначено как естественная (или ненаправленная) анималотерапия. Собственно, исследования в области анималотерапии начались именно с изучения взаимоотношений людей со своими домашними животными и психологической пользы, которую это им приносит, на этих взаимоотношениях основана и направленная терапия, поэтому и стоит остановиться на этом виде анималотерапии подробнее. Этот вид анималотерапии оказывается наиболее эффективным для детей и пожилых людей, которые зачастую являются самыми уязвимыми категориями в плане социализации и эмоционального благополучия.
Анималотерапия может способствовать преодолению одиночества, улучшить психологическое состояние пожилых людей. Так, К. Аллен указывает на то, что подобное взаимодействие с животными может помочь таким людям. Она пишет о том, что с возрастом может быть гораздо труднее справляться с трудностями и изменениями, происходящими в жизни. Выход на пенсию, смерть друзей, болезни – вот лишь несколько примеров жизненных изменений, переживаемых в старости. И значение животных для психологического благополучия этих людей было темой многих исследований, которые подтвердили эффективность ненаправленной анималотерапии. Например, в 1981 году А.Кидд и Н. Фелдман в ходе своего исследования выявили, что пожилые люди, у которых были животные, демонстрировали большую независимость и оптимизм, чем их сверстники, у которых животных не было.
Поскольку одиночество рассматривается как один из худших аспектов пожилого возраста, исследовались также и отношения пожилых людей к своим животным. Так, в 1991 году Перетти изучил 128 пожилых людей и выяснил, что многие из них говорили о животных как о лучших или единственных друзьях. Более того, они полагали, что их эмоциональная связь с собакой так же сильна, как и связь со значимыми людьми. Наиболее важными аспектами этих отношений выступают для них дружелюбие животных, их преданность и безусловное принятие. Кроме того, собаки, в отличие от людей, прямо выражают свое отношение без использования социальных условностей и барьеров. Для этих людей необходимость в принятии и взаимоотношениях восполнялась собаками, что, считает К. Аллен, и позволяет сделать вывод о том, что животные способны обеспечить поддержку в преодолении трудностей, связанных с наступлением старости.
Исследование П. Рейна проводилось с целью изучить, являются ли домашние животные и общение с ними фактором улучшения психологического состояния пожилых людей, и есть ли связь между социализацией пожилых людей и присутствием или отсутствием домашнего животного. Исследовалась группа людей в возрасте 65 лет и старше (средний возраст 75 лет). В результате выяснилось, что владельцы животных чувствовали себя намного лучше, чаще поддерживали близкие отношения с другими людьми и были более активны, чем те, кто не общался с животными.
Общение с домашними животными играет особую роль и в социально-психологическом благополучии детей, оно дает необходимую эмоциональную «подпитку» и само по себе является хорошей психотерапией. Особенно она необходима детям, которые нередко страдают от одиночества в собственных семьях. Проведенное В.Нидовиком исследование социо-эмоциональных характеристик школьников ставило целью выявить, играет ли факт наличия в доме животного роль в социо-эмоциональном развитии его владельца. Он обнаружил, что животное выступает здесь как источник удовольствия, как эмпатический и внимательный слушатель, а отношения животного с владельцем могут быть основой для других социальных отношений. Данные исследования показали, что факт наличия в доме животного положительно коррелировал с чувством собственной значимости, социальной компетентностью и высокой самооценкой. Вдобавок, существенная разница была выявлена между владельцами животных и теми, у кого их не было: у первых наблюдалась более высокая степень самосознания, самооценки и автономии в раннем подростковом возрасте. Также обнаружилось, что эти дети лучше интегрированы в общество (better socially integrated), у них более широкие социальные связи (wider social networks) и они более популярны среди одноклассников. Забота о животных также формирует у детей такие социально значимые качества и черты, как эмпатия, ответственность, пунктуальность и самодисциплина. Забота и взаимодействие с животным незаменимы, когда дети хотят утвердиться в способности к независимым и ответственным действиям. Беря на себя ответственность за благополучие животного, дети учатся на опыте важности эмпатии, пониманию чужих чувств и потребностей. Н.Энденбург обнаружил, что дети 3 – 6 лет, которые взаимодействуют с животными, демонстрируют гораздо более развитую эмпатию, чем их сверстники, а образовательная программа в младшей школе, включающая элементы взаимодействия с животными, соотносилась с более высоким уровнем эмпатии среди учеников четвертого класса. Кроме того, сострадание и сочувствие по отношению к животным было тесно взаимосвязано с чувством эмпатии по отношению к другим людям.
А польские ученые С. Тоеплиц, А.Матчак, А. Петровская (S.Toeplitz, A. Matchak, A. Piotrowska) в своем исследовании изучали взаимосвязь между содержанием дома животных и социальным развитием детей четырех, шести и восьми лет, используя как показатели социального развития межличностную децентрацию, то есть способность адекватно воспринимать других, социальное взаимодействие и просоциальное поведение. В исследовании принимало участие 540 детей. Методы исследования включали интервью, естественный эксперимент, тест лиц (Test of faces), детский апперцептивный тест (САТ), а родители заполняли опросники. Результаты показали, что между группами весьма существенна разница в межличностной децентрации, поведении в обществе других людей и самооценке, что, по мнению исследователей, свидетельствует о необходимости содержания животных для социального развития даже очень маленьких детей.
Другое исследование проводилось с целью изучить влияние наличия в семье собаки на ребенка 6 – 11 лет в период развода родителей. Были изучены 75 семей, в которых были собаки, и столько же без собак. Демографически существенной разницы между этими семьями не было. Исследование проводилось через год после развода родителей, использовались стандартизированные опросники, по которым интервьюировались дети и их матери. Матери подчеркивали, что для детей развод явился кризисным периодом, дети проявляли агрессивность, пытались привлечь к себе внимание, появлялись психосоматические проблемы, страхи, ночные кошмары. Дети из контрольной группы, где были собаки, отличались заметно меньшими проявлениями этих признаков, чем дети из другой группы. Матери отмечали, что собаки обеспечивали их детям психологическую поддержку, отвлекали, были внимательными слушателями, обеспечивали психологический комфорт. Дети говорили, что собаки являлись незаменимыми компаньонами во время развода родителей, они обеспечивали внимание, были теми, кому можно рассказать о своих проблемах и чувствах, игры с собакой отвлекали от проблем, от конфликтов между родителями, помогали справляться с возникающим чувством одиночества, появлявшимся после развода родителей.
Г. Мелсон попытался выделить причины, по которым такое взаимодействие с животными может быть полезно для детей. Во-первых, считает он, животные становятся крайне эмоционально значимы и воспринимаются как члены семьи. Во-вторых, домашние животные очень зависимы от людей. Они дают знать о своих потребностях и предоставляют немедленную обратную связь в тех случаях, когда их потребности не удовлетворены. Более того, они обеспечивают немедленное положительное подкрепление, когда эти потребности удовлетворяются, а для детей, как и для взрослых, переживание позитивного опыта, основанного на заботе о других, может обеспечить чувство компетентности и высокую самооценку.
Следовательно, можно сказать, что животные могут помочь преодолеть чувство одиночества у пожилых людей и справиться с другими проблемами, связанными с наступлением старости. Что касается детей, то ненаправленная анималотерапия может помочь в развитии у них: 1) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект; 2) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки; 4) эмпатии.


  • Анималотерапия

  • На главную страницу

  • Обсудить на форуме

    Hosted by uCoz