Все знают огромное количество пословиц и поговорок, метких метафор, авторство которых установить уже невозможно. Они так прижились в народной молве, что получили название «народной мудрости». И немалое место в них занимают образы животных. Порой эти высказывания справедливы. «Это и ежу понятно!» - заявляем мы с досадой человеку, которому трудно объяснить то, что нам кажется очевидным. Действительно, еж довольно глуп, и чтобы обучить его самым простым вещам, требуется ангельское терпение.
«Ворон ворону глаз не выклюет», - утверждает народная молва. И правда, можно представить себе, насколько бы сократилось поголовье вороньего племени, если бы эти птицы использовали свой мощный клюв как оружие друг против друга. Но природа позаботилась о том, чтобы этого не случилось – выработала механизмы управления таким страшным оружием, как клюв, с тем, чтобы невозможно было применить его против своих собратьев. Ручной ворон никогда не выклюет глаз и приручившему его человеку.
«Трудится, как пчела» или «пашет, как лошадь» - уважительно говорим мы о человеке, работающем не покладая рук. Да, и пчела, и лошадь работают всю жизнь, до самой смерти, не имея права на усталость или отдых. Но если насекомые полагаются в основном на инстинкт, то лошадь поступает так вполне сознательно. Это действительно трудяги, которые зачастую падают без сил в прямом смысле.
«Заживает, как на собаке» - еще одно выражение, имеющее отношение к животным. Это справедливо, и вот почему: в слюне собаки много лизоцима – очень сильного антисептика. Зализывая рану, собака стерилизует ее отменным образом. Потому и заживает все быстрее.
Вообще, с собаками связано очень много выражений. Некоторые из них имеют уважительный оттенок: «собачий нюх», «собачья преданность». А вот откуда взялось высказывание «собаке – собачья смерть»? Честное слово, несправедливо!
Как ни странно, но и большинство подобных сравнений, несмотря на то, что называются «народной мудростью» и цитируются нами каждый день, необычайно несправедливы, порой абсолютно противоположны действительности. Например, выражение «живут, как кошка с собакой» - значит, недружно живут, плохо. Однако из собственного опыта могу сказать – наговаривают и на кошек, и на собак. Они отлично уживаются в одном доме, даже будучи взрослыми, более того, устраивают иногда шумные игры, потасовки, но – только шуточные. Сначала было жутковато наблюдать, как кот якобы хватает собаку за горло или бросается на нее из засады, а собака забирает в пасть кошачью лапу или голову целиком. Смертельный номер: чуть-чуть сожмет челюсти – и конец полосатику. Но друзья никогда не увлекаются и ни разу не причинили друг другу ни малейшей боли. Более того – поскольку кот ходит на прогулки вместе с собаками, последним пришлось, увы, отказаться от одной радости – общения с себе подобными. Теперь ни одна собака не может подойти к нам и близко без того, чтобы не быть облаянной и изгнанной на безопасное для кота расстояние. Причем никто не заставлял их вести себя подобным образом – правила общежития они установили сами.
И лисица не так хитра, как о ней говорят. По крайней мере, ничуть не хитрее, чем другие хищные звери, и гораздо глупее, чем волк или домашняя собака.
А свинья вовсе не грязнуля. Она очень чистоплотна и уступает в этом, пожалуй, только кошке и собаке. Она никогда не ложится в свои отбросы (если, конечно, у нее достаточно места). А удивительное умение свиньи даже в самый сухой летний день найти грязную лужу и поваляться в ней объясняется вовсе не ее природной нечистоплотностью или глупостью, а наоборот – редкой сообразительностью. Ведь из слоя жидкой грязи вода испаряется очень медленно, и это обеспечивает свинье длительное охлаждение. Кроме того, грязевая ванна и засыхающая корка грязи помогают свинье бороться с паразитами.
«Гордые, свободолюбивые» орлы, по мнению некоторых ученых – необычайно ограниченные создания, отнюдь не тяготеющие к свободе.
Наивно выражение «беден, словно церковная крыса». Бедняк всю жизнь голодает. Крыса же всю жизнь сыта, по-другому она не может – этому животному не выдержать и трехдневного полного поста.
«Здоровый, как лошадь,» - говорим мы иногда и при этом не подозреваем, как далеки, увы, от истины. Да, лошадь – огромное животное, но при этом – необычайно хрупкое, во многом гораздо слабее человека. Судите сами: стоит напоить лошадь не вовремя – и она уже инвалид до конца своих дней; резко повернет голову к плечу – может развиться хромота, тоже неизлечимый порок; удар током в 220 В для человека опасен, для лошади же 18 В – смертельно. А «лошадиная доза лекарства»? Количество яда, способное отправить на тот свет даже самую большую лошадь – в 5 раз меньше, чем для человека, особенно принимая во внимание разницу в размерах. Вот и думай, кто из нас здоровее…
«Труслив, как заяц,» - с презрением скажем мы, и тоже будем неправы. Да, заяц в первую очередь полагается на свои ноги, но не только для бегства. Сильными задними ногами он отбивается от орла, ворона или лисицы, может серьезно ранить охотника (и глупо осуждать его за это, согласитесь). А бывает, что старые, опытные зайцы на глазах у лающего цепного пса преспокойно кушают то, что растет в огороде. Так что выражение «заячья душонка» - мягко говоря, некорректно.
«Змеиный взгляд», «змеиная улыбка» - так можно описать двуногого подлеца. Однако этим мы обижаем красивых пресмыкающихся, все коварство которых порой сводится к ядовитым зубам. Порой – потому что 60 процентов видов «гадов ползучих» - это ужи, начисто лишенные ядовитых зубов, а, следовательно, для людей абсолютно безобидные. Да и ядовитые змеи не нападают по собственному почину, а либо уползают тихонько, либо стараются остаться незамеченными. Кусают они в крайнем случае, обороняясь, придавленные сапогом или копытом.
«Кошачья натура» - это выражение в применении к человеку обычно подразумевает коварство и хитрость. Однако кошки – самые честные домашние животные, они всегда демонстрируют свое настроение, намерения и не умеют притворяться.
А вот «символ мира и добра» голубь отнюдь не так безобиден, как кажется. В драке, если более слабый противник не успевает удрать, тот, кто сильнее в пылу борьбы непременно добивает его. Причем безо всякой жалости.
Но наиболее несправедливой оказалась народная молва по отношению к «серому разбойнику» - волку. «Там человек человеку волк» - пугали жителей Советского Союза опасностями капиталистического общества. «Законы волчьей стаи» - всем известное выражение, характеризующее беззаконие, крайнюю жестокость и безжалостность. Однако так ли страшен волк, как его малюют? Здесь можно обратиться к опыту известного австрийского ученого Конрада Лоренца, лауреата Нобелевской премии, много лет изучавшего этих столь нелюбимых многими животных. Он выявил, например, что у детенышей в волчьей стае – статус неприкосновенности. Они могут творить, что хотят, но ни один взрослый волк даже не оскалит зубов в ответ на детские шалости. Волчьи супружеские пары создаются на всю жизнь и необычайно верны друг другу, среди них нередки проявления взаимовыручки и даже самопожертвования. Бывали случаи, когда во время загонной охоты с флажками, которых большинство волков боится в буквальном смысле пуще смерти, наиболее умные и опытные волки выскакивали из облавы, но, видя, что их семья осталась внутри смертельного круга, возвращались назад – лишь для того, чтобы погибнуть вместе.
Даже «разборки» у этих животных происходят по куда более рыцарским законам, чем у тех же «символов мира». Драка тут же прекращается, когда более слабый признает свое поражение и принимает позу побежденного, подставляя самое незащищенное место – шею, где под кожей проходит яремная вена и один укус может оказаться смертельным. Однако сильнейший в этой ситуации никогда не тронет побежденного соперника! Это волки. А люди: проявляют ли они в подобных обстоятельствах поистине волчье благородство и сдержанность в отношении побежденного врага? «Механизмы, препятствующие животному без разбору применять свое оружие (порой очень серьезное!) против особей своего вида – это лишь внешний аналог, отдаленный предвестник общественной морали человека,» - пишет К. Лоренц в своей книге «Кольцо царя Соломона». – «Но самое замечательное заключается не в том, что один из волков не в силах вонзить зубы в незащищенную шею другого, а в том, что этот другой вполне полагается на поразительную сдержанность своего более сильного врага. Человечеству есть чему поучиться у этого животного, которое Данте назвал «зверь, не знающий мира». По крайней мере, я извлек из знакомства с поведением волков новое и, очевидно, более глубокое понимание одного места из Евангелия, которое сплошь и рядом трактуется совершенно неверно, и у меня самого до недавнего времени вызывало резко отрицательное отношение: «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую». Не для того вы подставляете врагу другую щеку, чтобы он снова ударил вас, а для того, чтобы он не смог этого сделать.
Когда в ходе своей эволюции животное приобретает опасное оружие, при помощи которого может убить другого себе подобного, одновременно, в целях сохранения вида, развиваются и особые сдерживающие механизмы, препятствующие неумеренному использованию смертельного оружия. И лишь у одного вида живых существ оружие не является частью его организма, и, следовательно, инстинкт не налагает ограничений на его применение. Это существо – человек». Но может быть, придет время, когда эволюция все же коснется вида homo sapiens, когда и человек сможет жить, как это ни парадоксально, по законам волчьей стаи, а не уподобляясь голубям?