Першерон
Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от Австралии до Канады.
Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.
О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.
Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.
В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь.
Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы. Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности.
Сегодня трудно точно установить, какие именно породы участвовали в формировании першерона. Есть предположение, что в его жилах течет кровь датских и полукровных английских лошадей. Но что можно утверждать абсолютно точно, так это то, что першерон - самая «арабизированная» порода тяжеловозов. Доступ к восточным лошадям у нормандских коневодов появился еще в VIII веке, когда франкские рыцари Карла Мартелла разгромили при Пуатье мавров. В конце XI века восточных лошадей привез граф Робер де Ротру, участник первого крестового похода.
С 1760 года коневоды Перша получили возможность использовать арабских жеребцов из конного завода Ле Пен. Во время Великой французской революции першеронская порода была почти полностью уничтожена. Но потребность армии в лошадях возрастала, и уже в 1803 году появился декрет Наполеона, который предписывал восстановить породу и организовать испытания. Были вновь созданы конные заводы и депо жеребцов-производителей. Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Один из них, турецкий Галлиполи, оставил в породе яркий след, а его прямой потомок Жан ле Блан оказал огромное влияние на всю популяцию рабочих лошадей в районе Перша.
Хотя современный першерон - типичный тяжеловоз, арабская кровь заметно сказывается в нем. Сухость сложения, прекрасные движения на рыси, более легкая голова выгодно отличают першеронов от других пород этого типа. По-видимому, от арабских предков унаследована и нарядная серая масть.
В 1883 году во Франции было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука першеронов, включавший 530 рожденных в Перше жеребцов и кобыл установленного происхождения и с ярко выраженными признаками породы. Теперь совершенствование породы велось в основном путем чистопородного разведения: с 1885 года в студбук записывают только тех лошадей, предки которых упомянуты в первом томе. Сегодня племенные книги першеронов ведутся представителями Министерства сельского хозяйства и синдикатами племенных хозяйств.
Все основные упряжные породы Франции в той или иной степени испытали влияние першерона. Особенно тесная генетическая связь объединяет першерона с булонской породой, которая по своему облику напоминает некрупного, сухого и породного першерона. Наибольшего расцвета тяжеловозное коневодство достигло в период с 1880 по 1920 год, когда на лошадях выполнялись все основные сельскохозяйственные и транспортные работы. Механизация производства привела к резкому сокращению конского поголовья. Его минимум пришелся на 1960-70-е годы. Однако в дальнейшем, особенно в 80-е годы, численность тяжеловозов вновь стала возрастать и продолжает расти сегодня. Дело в том, что для тяжеловозных лошадей появились новые виды полезного использования. Помимо сельскохозяйственных и транспортных работ, тяжеловозы нашли применение в спорте, разнообразных шоу и индустрии отдыха. Очень важной областью использования тяжеловозов на Западе стало продуктивное коневодство, развитие которого поощряется и дотируется государством. Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток составляет около 4,5 тысяч голов, что более чем в четыре раза превышает количество племенных кобыл всех четырех тяжеловозных пород, разводимых в нашей стране.
Популярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены несильно. Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко приспосабливаются к различным условиям. Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у першерона дополняются большой силой и выносливостью. В специальных испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты. Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие расстояния. В конце прошлого века многие першероны, запряженные в омнибусы, ежедневно проходили до 65 км. Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища, активный моцион жеребых кобыл. Продолжительность заводского использования першеронов - 22-25 лет. Скрещивание першеронов с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют для получения охотничьих и спортивных лошадей.
Источник: http://horse-stamps.narod.ru/info/i-hor-persh.htm
Другие породы
О лошадях
На главную страницу
Обсудить на форуме